Парк скульптур Вигеланда – удивительное место, таящее в себе множество загадок и вызывающее самые разнообразные эмоции. Сюда обязательно приходят все приезжающие в Осло туристы. Это шокирующие, философские, потрясающие, отвратительные – вот немногие эпитеты, которыми разные люди награждают творения норвежского скульптора.

Густав Вигеланд приехал в главный город Норвегии из глухой провинции с твердым намерением прославиться и стать знаменитым скульптором. От своего учителя и наставника он перенял увлеченность христианской мифологией и мистицизмом, а позднее, путешествуя по Европе и знакомясь с творчеством великих мастеров, испытал влияние Родена и других итальянских творцов эпохи Возрождения. Его интерес теперь неразрывно связан с взаимоотношениями людей – его занимает их связь с божественным и дьявольским началом, их страсти и метания, отношение к жизни и смерти.

Достаточно рано к Вигеланду пришла известность, он стал хорошо зарабатывать и получил в дар от столицы маленькую студию. Когда же, через двадцать лет, старый дом решено было снести, скульптор после длительной тяжбы добился от властей нового помещения – небольшого здания с прилегающим к нему парком. Однако ему пришлось заплатить за это место жительства непомерную цену: права на все творения скульптора, включая наброски, эскизы и модели, переходили государству. Данное событие и стало началом создания знаменитого парка, а здание студии, где мастер создавал свои необычайные творения, превратилось в дом-музей.

Парк представляет собой умело вписанную в окружающих ландшафт выставку работ под открытым небом, над которой Вигеланд трудился более двадцати лет. Экспозиция открылась лишь за три года до его смерти, в 1943 году, она включает более двухсот скульптур, иллюстрирующих борьбу беспомощного человека со своими грехами и пороками, его стремление устоять перед соблазнами и обратиться к свету. Эти работы нельзя назвать обычными, они сложны для восприятия, часто имеют философский подтекст, поэтому будят у зрителей целый спектр эмоций. Шок, восторг, негодование, непонимание, ужас, восхищение – из парка никто не уходит безразличным.

Некоторые изваяния привлекают исключительное внимание посетителей.

Почти десять лет потратил художник на создание стометрового моста, украшенного 58 скульптурами на гранитных парапетах, которые перемежаются строгими фонарями правильной формы. Обнаженные фигуры мужчин, женщин и детей далеки от идеала – они не воспевают красоту человеческого тела, а изображают различные аспекты мироощущения. Центральной точкой моста и чуть ли не символом всего Осло является небольшая (всего 83 см) фигурка возмущенно топающего ножкой малыша, капризно сжавшего кулачки.

Неизменный интерес и разнообразные толкования порождает фонтан с бронзовыми деревьями вокруг него – очередной символ жизненных перипетий, запечатлевший этапы человеческого существования от рождения до самой смерти. В древесные ветви вплетены фигуры людей, проходящих разные этапы жизни, и поэтому за пугающим распадающимся скелетом следует скульптурная группа, воплощающая начало нового жизненного цикла, – это играющие под покровом ветвей дети.

На самом высоком месте парка расположен огромный 14-метровый Монолит – столп из сплетенных человеческих тел, над созданием которого скульптор и его помощники трудились долгих полтора десятка лет. К обелиску, расположенному на каменной площадке, ведут ступени, на которых размещено 36 скульптурных групп. Тема комплекса все та же – круговорот жизни, хитросплетение судеб и стремление к высшему, духовному началу, через преодоление слабостей и собственного несовершенства.

Вигеланд никогда не давал пояснений к своим работам, оставляя зрителю простор для собственного понимания и любой трактовки увиденного. Поэтому существует огромное множество точек зрения на то, как растолковать смысл открывающего посетителю парка Вигеланд зрелища. Одно несомненно – это место никого не оставит равнодушным.